Грузовой мастер морских нефтеналивных, газовых и химических терминалов (Loading Master of Marine Oil, Gas and Chemical Terminals)
Морские и речные терминалы, предназначенные для приема, временного хранения и обработки различных наливных грузов, включая нефтепродукты, СУГ, СПГ и химическую продукцию, на которых обрабатываются суда различного назначения, - это промышленные предприятия с высоким потенциалом возникновения крупномасштабных аварий в связи с осуществляемой на них деятельностью, установленным оборудованием, обращением с опасными веществами или их переработкой, что требует особого внимания как со стороны государственных надзорных и контрольных органов, так и со стороны компаний, осуществляющих оперативное управление терминалами.
Персонал (специалисты различной квалификации, специализации и т.д.) - это один из ключевых компонентов любой производственной деятельности. Уровень безопасности предприятия во многом зависит от ее персонала. Для успешного выполнения персоналом своих задач и избегания чрезвычайных ситуаций необходим систематический подход к управлению технологической безопасностью. В соответствии с принятой международной практикой для руководства проведением грузовых операций, контроля за функционированием грузового оборудования (насосы, манифольды, стендеры и т.п.), осуществления непосредственного взаимодействия терминала с судном, обеспечения безопасности швартовных операций, контроля количества и качества груза определена такая категория сотрудников, как грузовой мастер. Грузовой мастер должен иметь базовое техническое образование и обладать знаниями международных конвенций, кодексов, регламентов, руководств и рекомендаций и навыками их применения. Такими общепризнанными документами являются Международное руководство для нефтяных танкеров и терминалов (ISGOTT), Типовые правила ООН по перевозке опасных грузов, Согласованная на глобальном уровне Система классификации опасности и маркировки химической продукции, Руководство ООН по мерам безопасности и общепринятой отраслевой практике для нефтяных терминалов, Рекомендации ИМО по безопасности транспортировки опасных грузов в портовых зонах и связанной с этим деятельности, стандарты OCIMF (Oil Companies International Marine Forum), стандарты SIGTTO (The Society of International Gas Tanker & Terminal Operators) и др. Программы подготовки грузовых мастеров в МЦПП построены с учетом международной практики обучения специалистов данной категории. Опытные преподаватели и эксперты в сжатые сроки помогают слушателям усвоить базовые положения международных документов, национальных регламентов и овладеть практикой их применения.
Деятельность грузового мастера на терминалах различного назначения может иметь особенности, определяемые спецификой терминала, физико-химическими свойствами обрабатываемых грузов, типами судов, швартующихся на терминалах для загрузки и выгрузки, поэтому программы курсов подготовки грузовых мастеров учитывают эту специфику. Так, например, существенными особенностями обладают терминалы СПГ, поскольку обрабатываемый груз, прежде всего, является криогенной жидкостью, что вызывает необходимость применения особых танкеров-газовозов, особого грузового оборудования, особых технологий подготовки и проведения грузовых и заключительных операций и особых требований по безопасности персонала и оборудования.
В соответствии с отмеченным, в МЦПП разработаны и реализуются специализированные учебные программы, которые учитывают особенности конкретных морских терминалов и согласовываются с заказчиками до начала занятий.
По результатам обучения с последующей аттестацией в Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам (IDGCA) выпускники получают удостоверения о повышении квалификации и сертификаты “Loading Master of Marine Oil Terminal”, “Loading Master of Liquefied Natural Gas Marine Terminal”, либо “Loading Master of Marine Chemical Cargo Terminal” международного образца. Сертификаты, выпущенные IDGCA, защищены патентом.