Советник по безопасности перевозки опасных грузов (Dangerous Goods Safety Adviser) (DGSA))
DGSA – это должностное лицо предприятия, ответственное за работы с опасными грузами на данном предприятии, в частности, за устранение и/или минимизацию рисков причинения вреда здоровью сотрудников, нанесения материального ущерба и ущерба окружающей среде, обусловленных спецификой опасных грузов. Наличие DGSA в компании, деятельность которой связана с опасными грузами, является обязательным требованием международных правил перевозки опасных грузов RID/ADR/ADN.
Согласно мировой и национальной статистике, из общего объема грузоперевозок, осуществляемых различными видами транспорта, перевозка опасных грузов составляет более 20%. В силу того, что опасные грузы на всех этапах их жизненного цикла создают существенные риски для здоровья персонала предприятий и местного населения, окружающей природной среды, а также риски нанесения материального ущерба как транспортной инфраструктуре, так и объектам, находящимся в потенциальных зонах действия поражающих факторов опасных грузов. Вследствие этого персонал предприятий, вовлеченных в оборот опасных грузов, независимо от вида транспорта или специфики этих предприятий, обязан пройти специальную подготовку, объем и содержание которой зависят от конкретных должностных обязанностей.
Координирующая роль в обеспечении безопасности перевозки опасных грузов и всех видов работ с ними на основе высокого профессионализма сотрудников принадлежит DGSA. Это должностное лицо компании должно иметь базовое высшее, либо среднее специальное образование, опыт работы с опасными грузами не менее 3 лет, а также иметь сертификат “Dangerous Goods Safety Adviser” со сроком действия 5 лет.
Подготовка советников в МЦПП осуществляется более 20 лет. Базовая учебная программа подготовки советников, которая в течение этого времени постоянно совершенствовалась в соответствии с новейшими редакциями международных правил перевозки опасных грузов на различных видах транспорта, переиздаваемых каждые 2 года, основывается на таких документах, как Типовые правила ООН по перевозке опасных грузов, Согласованная на глобальном уровне Система классификации опасности и маркировки химической продукции, Руководство по испытаниям и критериям ООН, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), Правила к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правила к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ), Технические инструкции ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, Приложение 2 «Перевозка опасных грузов» к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Регламент о международной железнодорожной перевозке опасных грузов (РИД), Международная конвенция по безопасным контейнерам 1972 года (КБК), Рекомендации ИМО по безопасности транспортировки опасных грузов в портовых зонах и связанной с этим деятельности и др. Изучаются также применимые в данной сфере международные стандарты ИСО. Прошедший обучение и аттестованный советник имеет достаточные знания и практические навыки для работы на любом виде транспорта, перевозящем опасные грузы, и на любом предприятии, имеющем отношение к производству, хранению и утилизации опасных грузов. Кроме того, такой специалист незаменим при планировании и осуществлении мультимодальной перевозки опасных грузов.
Учебные занятия проводят опытные преподаватели и эксперты, имеющие большой личный опыт работы с опасными грузами.
Учебные программы до начала занятий могут корректироваться и согласовываться с заказчиками в зависимости от особенностей конкретных предприятий.
По результатам аттестации в Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам (IDGCA) выпускники получают удостоверения о повышении квалификации и сертификаты “Dangerous Goods Safety Adviser” международного образца. Сертификаты, выпущенные IDGCA, защищены патентом.