Обеспечение безопасности при обращении с грузами повышенной опасности, перевозимыми на морском и внутреннем водном транспорте
В 13-ю редакцию Типовых правил ООН по перевозке опасных грузов, вышедшей в 2003 году, впервые была введена глава 1.4 – Положения, касающиеся обеспечения безопасности (Security provisions), в которой было сформулировано определение Грузов повышенной опасности (High consequence dangerous goods) и был приведен их перечень.
Было определено, что под грузами повышенной опасности (ГПО) понимаются грузы, которые могут использоваться не по прямому назначению, а в террористических целях и, следовательно, привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные людские потери, массовые разрушения и массовые социально-экономические последствия. Таким образом, особенности ГПО во многом определяют уровень уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В особой мере это касается портовых зон, в которых обрабатываются ГПО, и судов, перевозящих такие грузы. Меры охраны береговых объектов и торговых судов обязательно должны учитывать специфику ГПО и возможность проявления их поражающих свойств, как при действиях злоумышленников, так и при неадекватном обращении с ними в обычных условиях. Это непременно должно учитываться при установлении различных уровней охраны судов и портовых средств, а также при переходе между различными уровнями охраны.
Соответственно, планы охраны как судов, так и портовых средств, должны учитывать особенности ГПО и порядок обращения с ними. Отработка действий персонала при проведении учений и тренировок в части противодействия терроризму также является обязательным условием обеспечения безопасности судов и портовых средств. Должностные лица судоходных компаний, портовых средств и лица командного состава судов, ответственные за охрану, также должны пройти специализированную подготовку, как того требуют глава 1.4 «Положения по обеспечению охраны» Международного кодекса морской перевозки опасных грузов и глава 1.10 «Положения, касающиеся обеспечения безопасности» Правил к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.
Выпускники курсов, успешно сдавшие по результатам обучения экзамен, представляются к аттестации в Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам, после которой получают сертификаты.