«Регуляторная гильотина» ударила по безопасности

10 Октября 2022

«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду в России. Данная государственная инициатива началась с отмены 30 002 нормативных актов 1 января 2021 года.

К сожалению, эта «гильотина» ударила неразборчиво по многим аспектам, в том числе по тем, которые непосредственно влияют на безопасность, но никоим образом не оказывают негативного воздействия на бизнес. В данном случае речь идёт о подготовке персонала в рамках исполнения обязательных лицензионных требований на морском и внутреннем водном транспорте.Постановления Правительства РФ от 21.07.2021 № 1243 «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом» и от 30.11.2021 № 2111 «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» отменили необходимость специальной подготовки в области опасных грузов персонала соискателей на получение лицензии и предусматривает наличие в их штате обычного персонала для работы с опасными грузами. Между тем, все международные конвенции и соглашения, большинство которых ратифицированы Российской Федерацией, требуют обязательной подготовки таких специалистов, и не только одного-двух лиц, а всех тех, кто непосредственно работает с опасными грузами. И это не случайно, ведь большинство трагедий и аварий с опасными грузами происходит по вине персонала, который работает с опасными грузами, но не имеет достаточно знаний и не прошёл достаточно тренировок.

Наиболее трагичным и наглядным примером тому стали события в порту Бейрута 4 августа 2020 года. Как полагают эксперты, из-за халатного отношения персонала порта к исполнению своих обязанностей и незнания им опасных свойств аммиачной селитры погибло 210 человек и получили ранения около 6 тысяч человек, в городе произошли серьёзные повреждения зданий, остались без жилья примерно 300 тысяч жителей. Вряд ли бы такое случилось, если бы лицо, ответственное за хранение на складе данного груза повышенной опасности, прошло соответствующую подготовку и в должной мере ответственно относилось к хранению опасного груза.

В процессе перевозки опасных грузов, их обработки и хранения задействованы миллионы людей, включая персонал грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей.

На каждом этапе перевозки и на каждом отдельном виде транспорта перевозка, обработка и хранение опасных грузов регулируется международными и национальными правовыми документами. Наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе на погрузочно-разгрузочную деятельность, отнюдь не гарантирует безопасную работу с опасными грузами, поскольку лицензирование - это, фактически, акт регистрации юридического лица, осуществляющего такую деятельность, который ни в коем случае не снимает ответственности с должностных лиц за возможные последствия.

Большинство здравомыслящих экспертов и специалистов в области перевозки опасных грузов, как и административные органы, осуществляющие контроль за их транспортировкой, были уверены, что новое постановление Правительства усилит требования к подготовке персонала не только в отношении руководства, но и всего личного состава, однако по какой-то непонятной причине обязательное требование к подготовке персонала было удалено. Вместе с тем, в Постановлении было введено такое понятие, как управление рисками, и это правильно, поскольку рисками нужно управлять и оценивать возможность последствий тех или иных событий. Но разве можно уменьшить риск без обязательной подготовки специалистов и работников, чья деятельность связана с опасными грузами?

Хочется обратить внимание, что отдельные нормативно-правовые акты на транспорте содержат требования, которые или практически невозможно выполнить, или никаким образом не влияют на безопасность, и по этим требованиям «гильотина» не прошлась. Более того, отдельные нормативно-правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации, регулирующие деятельность морского и внутреннего водного транспорта, обязывают предприятия и организации сертифицировать систему управления качеством в своих подведомственных органах, хотя система управления качеством никакого отношения к вопросам безопасности не имеет, и порой вся эта сертификация сводится к получению ненужной бумажки с «золотой каёмочкой», проштампованной печатью с вензелями, являющейся простой бутафорией, но за такую бутафорию даже небольшие организации платят большие деньги, и средств на профессиональное обучение персонала у организаций просто не хватает.

Действительно, «гильотина» прошлась по некоторым нормативно-правовым актам и принесла пользу, но смысл её пропадает, когда бизнес обязывают внедрять систему, далёкую от вопросов безопасности и создающую дополнительные расходы.

Одним из основных направлений деятельности Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам, которая имеет консультативный статус в Подкомитете Экспертов по перевозке опасных грузов ЭКОСОС ООН, является гармонизация международных правил с национальными, а также подготовка и аттестация персонала в области безопасности. При этом подготовка никогда не проводится формально, и только лица, сдавшие экзамен и прошедшие аттестацию, могут получить сертификат Ассоциации.

На протяжении более двадцати лет Международная Ассоциация по опасным грузам и контейнерам проводит аттестацию советников по безопасности перевозки опасных грузов и ведёт их реестр. Подготовка специалистов проводится на базе лицензированного Международного Центра Подготовки Персонала. Наличие грамотного советника по безопасности перевозки опасных грузов в компании позволяет руководителю принимать правильные решения, и такая практика существует во всём мире.

<<< Убрать

Вернуться к списку